Тушь художественная
Тушь художественная
Тушью называют краску, приготовленную из сажи с добавлением воды и связующего. Связующие вещества обычно — шеллак, желатин, казеин, синтетические смолы. Вид связующего влияет на устойчивость туши к воде. Хорошая тушь должна быть несмываемой после высыхания, иметь густой чёрный цвет, легко сходить с пера или рейсфедера.
Различают следующие виды туши:
Спиртовая (индийская тушь) тушь — сажа в спиртовом растворе шеллака, водостойкая.
Водная тушь — сажа в растворе клея (например казеинового), после высыхания имеет среднюю водоустойчивость.
Латексная (полимерная) тушь — очень водостойкая тушь из сажи в растворе полимера, хороша для использования в качестве контура под акварель. Недостатком является то, что она сильно прилипает к перу и нужно оттирать его сразу, пока тушь еще не затвердела.
Акриловая тушь — пигмент в растворе полимера. По сути является жидкой акриловой краской.
Китайская сухая тушь — сажа с клеем в виде палочек или плиток. Для работы палочку туши растирают с водой. Хорошей считается сухая тушь, которая дает теплый черный тон как бы с металлическим оттенком, в изломе однородна, не смывается после высыхания.
Концентрированная
Тушь из казеинового связующего и пигмента, перед использованием разбавляется водой. Обладает повышенной водостойкостью.
Цветная тушь
Так как классическая тушь делается на основе черной сажи, то цветная тушь является разновидностью жидких красок со свойствами туши.
Водостойкость
Некачественная тушь может начать размываться водой после высыхания или у нее может быть более долгий срок образования устойчивой к воде пленки. Неразмываемость туши проверяется следующим образом: на листке чертежной бумаги рисуют несколько линий различной толщины. После того как тушь высохнет, листок в наклонном положении помещают под водопроводный кран на 1 минуту. Водостойкая тушь не размоется и не потечет.
Чем отличается тушь от чернил?
Чернила — жидкий раствор, состоящий из красителя (а не пигмента), растворенного в жидкости. При письме чернила проникают в бумагу на небольшую глубину. Тушь же состоит из пигмента и связующего вещества. При письме она ложится на поверхности бумаги «пленкой» и практически не проникает внутрь бумаги.
Отмывка тушью
«Отмывка» в архитектурной графике это — придание объема серым тоном разбавленного раствора чертежной туши или черной акварельной краски.
В процессе отмывки послойно затемняют части рисунка или чертежа, до той степени, когда формы приобретают понятные объемы. Делается это для того, чтобы заказчик наглядно представил будущую конструкцию (мебель, объемная резьба на мебели, архитектурная постройка, части лепного декора).
Классический способ отмывки — лессировка. Разведенная тушь на объект чертежа наносится очень тонкими прозрачными слоями, каждый слой должен высохнуть перед следующим нанесением. При этом способе достигается особая легкость, что является результатом насыщения одного тона другим.
Более простой способ отмывки — алла прима. Разбавленная тушь наносится в один слой на объект чертежа, для выделения теней берется более насыщенный раствор. Выполняется сразу за один прием (сеанс).
Иногда части рисунка дополнительно подкрашивают цветом (иллюминируют) деревья, газоны.
Выражение «отмывка» означает “выполнить изображение, имеющее светлый вид как бы после промывки водой”. Архитектурная отмывка напоминает легкий акварельный рисунок на бумаге, если его промыть под проточной водой (что часто, на первых порах, делают студенты с сильно перекрашенной акварельной работой) — интенсивный тон смывается, а впитавшаяся в бумагу краска сохраняется в виде светлого рисунка.
Тушью можно рисовать любым инструментом. Это могут быть:
— кисти;
— перья;
— рапидограф;
— лайнеры;
— изограф;
— waterbrush;
— палочки из дерева;
— ватные палочки.
Изначально для работы тушью использовали перья птиц. Чаще всего утиные, а для более тонкий линий вороньи. Кончик затачивали ножом и окунали в тушь. Набранных чернил хватало на несколько штрихов.
Десять бесплатных видео-уроков от школы рисования Kalacheva School доступны сразу после регистрации.
По промокоду REFPART — скидка 10% на все курсы с проверкой преподавателя до конца 2021 года!
С тех пор появились разнообразные металлические, тростниковые, бамбуковые и деревянные перья. Одни нужны для письма, другие для графики. Различаются они шириной кончика. Есть особый вид перьев — рондо. У них утолщенный кончик, который позволяют получать одинаковую линию независимо от угла наклона пера. Расщеп позволяет добиться того, чтобы тушь стекала именно на кончик. Если надеть тушедержатель, он позволит реже заправлять перо. Однако следуют выделить кисточку для этой цели и стараться попадать в пространство между тушедержателем и самим пером. Перья нуждаются в уходе, поэтому избегайте скопления осадка на них. Чаще промывайте и после рисования их нужно тоже. Обычного мыла достаточно, чтобы стереть тушь. Не забудьте вытереть перья, убрав влагу. Если ручка имеет металлические части, дабы защитить её от коррозии, предварительно выньте перо.
Новые перья обычно покрыты составом для защиты от ржавчины. Его следует убрать перед началом работы. Для этого подержите кончик над открытым огнём.
При выборе держателя главное, чтобы он был удобен. В качестве материала предпочтителен пластик, но так же можно взять деревянную ручку, если она покрыта лаком. В противном случае будет размокать.
Если выбираете waterbrush, то перед тем, как залить тушь, разбавьте ее водой. После использования обязательно помойте волоски.
BrushPen — это нечто похожее. Обычно используется для рисования красками, но можно заправить не водой, а тушью.
Кисти лучше брать синтетические, потому что они достаточно упругие. Хорошо подходят предназначенные для каллиграфии. Тонкие кисти дадут хороший диапазон толщины линии.
Изограф и рапидограф отличаются высокой ценой. Но ещё один их недостаток заключается в том, что они нуждаются в тщательном уходе. Нельзя разбирать их больше, чем написано в инструкции. Нельзя заправлять обычной тушью. Также вредно трясти. Но при всех своих недостатках эти инструменты обладают и рядом достоинств. Наряду с другими письменными принадлежностями их используют мангаки. У них самая высокая градация толщины линий. Изографом и рапидографом можно нарисовать идеальную тонкую линию без помарок.
Для тех, кто не хочет так сильно тратиться существуют лайнеры. Они позволяют добиваться аккуратных линий, но разнообразие толщины не так велико, как у более дорогих собратьев. Кроме того, их нельзя заправить и они быстро кончаются.
Заточенная палочка тоже может служить инструментом для рисования тушью.
Существуют и другие необычные инструменты. Здесь огромное поле для экспериментов.
Граттаж: история и особенности техники
Граттаж, или воскография, — техника процарапывания изображения на специально заготовленной основе. Она пришла в Россию из Франции еще сто лет назад и сразу стала популярна у художников, потому что в искусстве того времени очень ценилось все новое, необычное, даже фантастичное. Еще раньше, в XIII веке в Италии было известна техника сграффито. Мастера наносили на стену несколько слоев штукатурки разных цветов, а потом специальными скребками процарапывали в них изображения так, что из-под верхних уровней проступали нижние, складываясь в прекрасные картины во всю стену. Именно сграффито считается предшественником граттографии.
Секрет граттажных картин не в красках и кистях, а в том, как был заготовлен фон и какие узоры на нем процарапаны. Соответственно, отличается от привычного и инструментарий художника. Для творчества понадобятся:
- лист плотной бумаги или картона;
- парафин (свеча), восковые мелки или масляная пастель;
- черная тушь или гуашь (по желанию можно использовать темно-синий, фиолетовый, коричневый цвета);
- жидкое мыло;
- губка или широкая мягкая кисть;
- острый инструмент для выцарапывания — специальная палочка, зубочистка, непишущая ручка.
Если ребенку подарили набор с готовой граттажной раскраской, после его использования не выбрасывайте пластиковое перо, входящее в комплект. Эта заостренная палочка пригодится и для домашних художеств.
Для дошкольников подходят разные способы выполнения рисунков, которые можно использовать в рамках одной и той же пошаговой инструкции:
- Подготовка рабочей поверхности и инструментов. Картон или плотную бумагу для рисования нужно закрепить на столе, например, скотчем.
- Грунтовка, первый этап. Классический граттаж предполагает наличие только двух цветов — черного и белого. Но выцарапывание рисунка на черном фоне становится похожим на настоящее волшебство, если сделать основу цветной. Для этого нужно полностью закрасить лист произвольными пятнами выбранной цветовой гаммы. Делать это можно либо обычными карандашами, и тогда сверху нужно будет тщательно натереть всю поверхность свечой, либо восковыми или пастельными мелками. Эту операцию смело поручайте ребенку.
- Грунтовка, второй этап. Теперь лист нужно равномерно покрыть тушью или гуашью с помощью выбранного инструмента. Тут понадобится помощь взрослого. Специалисты в технике граттографии на мастер-классах рекомендуют предварительно добавить в краску каплю жидкого мыла или средства для мытья посуды, чтобы она ровнее ложилась.
- Нанесение контура. Когда грунтовка полностью высохнет, нужно обозначить границы будущего рисунка и самые крупные его детали, например, тонкой карандашной линией.
- Детализация. Самая интересная часть, ради которой все и затевалось! Острым инструментом нужно выцарапывать тонкие или широкие линии и штрихи, чтобы постепенно получался желаемый рисунок.
С основой обращайтесь очень аккуратно: на ней будут хорошо заметны отпечатки пальцев и другие мелкие повреждения. Чтобы защитить грунтовку, подкладывайте под руку лист чистой бумаги.
Глядя на работы профессионалов, не верится, что такое можно сделать своими руками. Но даже неопытный художник способен создать удивительную картину — нужно лишь ответственно подойти к делу и проявить фантазию.
Взгляд из космоса
Черный фон часто наводит детей на космические ассоциации. Чтобы изобразить загадочное ночное небо, основу можно закрасить любыми цветами: от оранжевого до фиолетового. Лучше всего использовать масляную пастель, чтобы потом растушевать границы пятен — так переходы между тонами станут более плавными. Самым маленьким художникам понравится идея изобразить ночной город под сияющими звездами, за жизнью которого наблюдает дружелюбный инопланетянин, путешествующий в своей «летающей тарелке».
Волшебное дерево
Очень эффектно в граттажной технике выглядят спиральные элементы. В композиции «Волшебное дерево» ветви занимают почти все пространство своими крупными завитками. Основа покрыта четкими поперечными цветными полосами, плавно переходящими друг в друга: холодные тона снизу постепенно становятся все более теплыми по мере продвижения наверх. Переходы хорошо прослеживаются благодаря тому, что ствол дерева достаточно широкий, как и ветви. Уровень сложности такой работы — средний.
Небольшие цветовые пятна, расположенные хаотично, и тонкие линии рисунка дают эффект более нежного, едва уловимого перелива красок. Чтобы изобразить павлина, художнику следует запастись терпением, это повышает сложность картины. Не потерять симметрию помогут заранее намеченные голова, тело и основные перья хвоста птицы. Когда эти главные линии будут готовы, можно приступать к методичной детализации рисунка: процарапыванию тонких черточек-бородок и чешуеобразного оперения на шее и груди павлина.
Идей для создания граттажных полотен различной сложности бесконечное множество. Для работы с группой детей взрослые часто сами готовят загрунтованные листы. Но для более близкого знакомства с техникой лучше разделить занятие на две части. В течение первой юные художники сами загрунтуют основу так, как им хочется, а на втором занятии будут процарапывать свои рисунки.
Особенности росписи различных материалов
Работа с акриловой краской может отличаться некоторыми нюансами в зависимости от основания, на которое наносят рисунок. Но существует одна общая инструкция по подготовке к работе:
- Первым делом необходимо выбрать основу для рисунка.
- Затем следует ознакомиться с ассортиментом материала и подобрать тот, который подходит к выбранной основе. Пользуясь акриловыми красками, важно следовать рекомендациям производителей, которые указываются на упаковках.
- Далее нужно определиться с техникой, чтобы заранее подготовить кисти и дополнительные расходные материалы. Рекомендуется применять фломастеры, маркеры и туши для финишных работ.
На бумаге
Для рисования акрилом подойдет лист плотной бумаги, которая предназначена для акварели. Стоит она недорого, поэтому отлично подойдет для новичка. Кроме того, материал имеет неглубокое тиснение, благодаря чему очень просто наносить краску. В продаже есть как отдельные листы, так и альбомы. Для работы потребуется палитра, основа, емкость с водой и несколько кисточек.
Первые простые работы желательно выполнять на бумаге
В качестве рабочего материала можно применить самые простые и дешевые акриловые составы. Сначала наносят эскиз, после чего с помощью краски и широкой кисти создают фон. Работать нужно максимально быстро, чтобы состав не успел схватиться. Если хочется создать эффект акварели, нужно смачивать основу. Для масляного эффекта следует применять сухие листы.
На холсте
После практики на бумаге можно приступить к более сложной технике росписи холста. Для начала лучше использовать небольшое изделие. В первую очередь необходимо перенести эскиз на холст, используя фотографию задуманного рисунка. Техника нанесения такая же, как и при работе с бумагой, только холст нужно регулярно сбрызгивать водой из распылителя – так переходы получатся плавными.
На ткани
В качестве основы можно использовать полотна из хлопка или шелка. Перед началом работ нужно подготовить ткань: постирать ее, высушить и прогладить утюгом. Затем материал растягивают на специальной раме. Далее следует действовать по такому алгоритму: с помощью маркера или карандаша нанести рисунок на ткань, выполнить роспись, используя художественные кисти различных размеров, оставить ткань высыхать на 2 суток. После этого постирать ткань и прогладить с помощью немного разогретого утюга.
На стекле
Самым оригинальным способом изготовления декоративных элементов интерьера является роспись стекла или зеркал. Для этого необходимо подготовить:
- контуры для рисунка;
- акриловую краску и растворитель;
- кисти разных размеров;
- палитру;
- ватные палочки.
Инструкция по росписи стекла:
- Сначала необходимо зачистить основу. Для этого стекло погружают в теплую воду на полчаса, а затем обрабатывают спиртом.
- Затем следует перенести рисунок на заготовку.
- С помощью контура обвести линии.
- Нанести акриловую краску слоями с перерывами для высыхания материала.
- В завершение получившееся изделие нужно покрыть лаком.
Анилиновые красители
Чем лучше рисовать на натуральной ткани или окрашивать ее, чтобы не смывалось? Анилиновыми красителями. Для таких материалов они подойдут лучше всего.
Выпускаются они в виде:
- жидкости;
- порошка.
Пользоваться ими несложно. Нужно:
- Растворить в воде из расчета 1:30. Если изделие весит 100 г, следует добавить 3 литра краски.
- Подогреть полученный раствор до 95 градусов.
- Поместить в него одежду.
- Проварить в течение от нескольких минут и дольше.
- Добавить несколько столовых ложек соли.
- Прополоскать окрашенную одежду.
KOH-I-NOOR Mondeluz (24 цвета)
Эти акварельные карандаши премиум-класса обеспечат вам яркие и насыщенные цвета естественной цветовой гаммы. Их грифели устойчивы к механическим деформациям, мягко ложатся на бумагу, легко затачиваются. Пигменты KOH-I-NOOR Mondeluz обладают высокой светоустойчивостью: рисунок не выгорает на солнце. Произведены из высококачественных натуральных материалов. Кедровая древесина карандашей покрыта цветным лаком на водной основе.
В завершение отметим, что акварельные карандаши хороши еще и тем, что их очень удобно брать с собой на зарисовки во время поездок, пленэров, походов в кафе. В таких случаях советуем их комбинировать со специальной водяной кистью waterbrush (нейлоновая кисть, пластиковая ручка которой является емкостью для воды). Такой набор – вещь бесценная, когда есть желание, но нет возможности взять с собой в дорогу полноценные акварельные краски, кисточки и резервуар с водой.