Как расписать стену своими руками: подробная инструкция для не-художников
Как расписать стену своими руками: подробная инструкция для не-художников
Все мы мечтаем о красивом и нескучном интерьере. И вроде есть прекрасная идея – расписать стену своими руками, и желание, и творческий замысел сформировался. Но умений нет, а услуги профессиональных художников и дизайнеров недешевы. В результате мы отказываемся от мечты и клеим самые обычные обои, ведь это так легко. А, может, все же разрисуем стену?
Стена – это не альбом для рисования. Рисунок не может тут появиться только из-за того, что вам захотелось порисовать. Выбор изображения задача практически такая же трудная, как и роспись. Картинка должна подходить к интерьерному стилю помещения, соответствовать функциональному назначению зоны и выражать определенные эмоции. А еще она может выполнять какие-то дополнительные функции, вроде отвлечения внимание от низкого потолка или неровной стены. Чаще всего художественная роспись встречается в детских комнатах, ведь она приносит так много счастья малышам. Особенно если на ней изображены его любимые персонажи мультфильмов или различные животные.
Даже если вы – не художник, все равно остаются шансы расписать стену своими руками. Для этого есть два варианта.
Особенности подготовки стен под покраску
Перед тем как покрасить штукатурку, основание необходимо подготовить. С этой целью осуществляются такие действия:
- Очистка стен от пыли, пятен жира и грязи, старого декоративного покрытия.
- Устранение всех сколов, трещин, выбоин. Для работы применяется раствор цемента.
- Шлифование оштукатуренного основания. Оно должно быть идеально гладкими, чтобы краска ложилась ровным слоем.
- Грунтование основания. Нанесение специальных веществ на поверхность позволит улучшить её адгезионные свойства. Применять следует составы глубокого действия. Процесс грунтование проводится дважды. При этом каждый предыдущий слой должен полностью высохнуть.
После того как основание будет подготовлено, нужно подобрать соответствующий вид краски и рабочий инструмент.
Самостоятельное изготовление штукатурки
Рассмотрев фото рельефной штукатурки, вы можете изготовить такую смесь самостоятельно. В процессе будут использованы доступные и недорогие материалы, реализуемые в магазине строительных товаров. Например, штукатурка для внутренних работ может быть изготовлена из просеянного и промытого речного песка, который используется в количестве 3 объемных частей.
Если вы решили использовать карьерный песок, то его необходимо замочить на несколько часов в холодной воде, чтобы избавить от остатков жирной глины. Для изготовления смеси используется стартовая гипсовая шпаклевка тонкого помола, которая применяется для предварительного выравнивания стен. Этот ингредиент будет добавлен в количестве 3 объемных частей.
Связующим выступит сухая гипсовая строительная смесь в объеме 1 части. Компоненты хорошо перемешиваются в сухом виде, затем к ним добавляется холодная вода. Состав следует ещё раз хорошо перемешать строительным миксером до однородной консистенции.
Технологический процесс отделки рельефной штукатуркой имеет ряд особенностей:
Для реализации идеи нужен рисунок в натуральную величину, в виде образца или фрагмента. Этот фрагмент лучше держать рядом, и сверяться при работе, чтобы воспроизведенный рельеф или узор было как можно ближе к задуманному.
- Подготовка поверхности под декоративную штукатурку стандартна и выполняется с особой тщательностью. Старые слои штукатурок, краски или обоев следует снимать, поверхность зачищать до прочной основы.
- Обеспыливают поверхности обычными домашними средствами — тряпкой, вениками или щетками. Иногда требуется промывка водой и дополнительная грунтовка поверхности. Предпочтительно использовать проникающие грунтовки с антисептическим эффектом, имеющие плюс защиты стены от насекомых-вредителей, грибка и плесени.
- Когда основание подготовлено полностью, начинают замес и нанесение стартового слоя штукатурки, первого слоя под последующие финишные рельефные слои. первый слой должен полностью просохнуть, затем его грунтуют для максимальной адгезии с финишным слоем.
- По полностью просохшей основе начинают наносить следующий штукатурный слой, формируя рельефы, узоры или рисунки. Каждый вид рисунка требует своей, индивидуальной техники. В зависимости от задуманного эффекта поверхность или выравнивают при схватывании раствора, или оставляют до полного высыхания. Если нужны несколько слоев, то последующих наносится только после полной просушки предыдущих слоев.
- Последний этап — колеровка поверхности, которая обычно делается по слегка сырой штукатурке. Излишки краски можно снять с выступающего рельефного рисунка влажными губками — это дает дополнительный объемно-тональный эффект, подчеркивает глубину и цвета, и рельефа.
Рельефные штукатурки своими руками делаются небыстро, все слои следует тщательно просушивать, а многие рельефы требуют нескольких дней работы. Торопиться в данном сложном и художественном процессе нельзя, чтобы не внести негатив, который отразится на конечном результате всей работы. Важна очередность этапов и качественная подготовка основания. Иногда для создания эффектных рельефов применяют совершенно необычные для отделочных работ подручные средства, причем не всегда дорогостоящие.
О принадлежностях и инструментах для создания штукатурного рельефа
Традиционные инструменты штукатура — мастерки, кельмы, правило, шпатели зубцовые и гладкие стальные, терки и полутеры применяются всех видов, нужных размеров и в зависимости от идеи отделки. Кроме того, нужны и специальные приспособления:
- Чтобы придать рисункам характерный пызырчатый эффект и создать оттеночные рельеф в дополнение к объемному, применяют обычные поролоновые и кухонные губки любых видов
- Валики с насадками, имеющие рисунки для оттисков на влажных оштукатуренных поверхностях — по первоначальной задумке. Рисунчатых валиков и накладок на валики специализированные магазины предлагают широчайший ассортимент. Возможно и сделать рисунок на валике собственноручно — чистый эксклюзив.
- Валик может создавать травянистые рельефы, горизонтальные полосы, геометрию или абстракцию — все зависит от рисунка.
- Полиэтиленовые пакеты и пленки, разнообразные щетки, обыкновенные резиновые перчатки, ткань, сетка, махровая рукавичка и масса совершенно неожиданной домашней утвари в умелых руках может создавать чудеса художественной отделки. Тренироваться и отрабатывать новые методы создания рельефов лучше на листе прогрунтованной фанеры.
- Любая домашняя или садово-огородная утварь, имеющая фактуру, способную впечататься в сырую штукатурку и придать ей рельеф — годится для работы.
- Особенные рисунки, имитирующие змеиную или крокодиловую кожу, нанесенные на валики, дадут очень реалистичные фантазийные иллюзии на стенах.
- Часто объем создается шпателями различных видов
Рельефные штукатурки дают безграничный простор фантазиям, причем не исключительно в подборе рисунков стен, но и в подборе инструментов для их реализации. Креативным технологическим прорывом может стать детская игрушки, столовая вилка, расчески и маникюрные лопаточки.
О материалах для рельефных штукатурок
В первую очередь понадобятся смеси, выравнивающие основание под рельефный слой. В зависимости от материала основы и финишного слоя выбирают различные составы:
- При задуманном рельефном слое из гипсовых смесей состав для основы так же приобретают на гипсовом вяжущем. Универсальные гипсовые штукатурные сухие смеси — стабильный проверенный вариант.
- Возможно изготавливать растворы на основе цемента собственноручно, пропорции классические — одну часть цементного вяжущего к трем частям чистого просеянного песка. Но готовая сухая смесь даст не только ускорение рабочего процесса, но и рабочую смесь лучшей пластичности, и выполнять основу под художественную работу будет проще и быстрее.
- Глиняные штукатурные составы для первого слоя имеют массу достоинств — они эластичны и полностью чистые экологически. Но применяют глины для штукатурки очень редко, поскольку технологичные новые смеси легче в работе и сокращают время отделки.
Декоративное оформление выполняют специальными, предназначенными для создания художественных штукатурок готовыми смесями. Характеристики этих составов варьируются очень широко, видов их существует огромное количество. Упаковка содержит всю информацию от производителя — для каких рельефов предназначены данные составы, однородны они или включают ингредиенты для особого эффекта: это может быть каменная крошка различных фракций и цветов, тональная или контрастная к основной смеси.
Производят такие составы готовыми к употреблению, разведенными до стабильной консистенции. Цена готовых смесей выше сухих, но имеется точно выдержанная пропорция воды затворения, и начинать работать можно моментально, открыв ведро и перемешав смесь. Плотное закрывание тары с остатком смеси даст гарантию ее пригодности на тот период работы, который требуется по технологии штукатурки.
Грунтовки под штукатурные слои существуют также в немалом ассортименте — в виде жидкостей и паст. Под первые выравнивающие слои предпочтительна жидкая грунтовка с антисептическими добавками. Под финишные декоративные слои применяют в основном пасты — они удобнее в нанесении и создают отличное сцепление слоев.
Окраску застывших рельефных штукатурок выполняют эмульсионными, водно-дисперсионными, акриловыми и другими красками. Самая востребованная краска — белая, колеровку можно сделать любую. Финишный слой обычно — лак. Даже один слой лака существенно продлит срок службы декоративного покрытия, а несколько слоев лакового покрытия даст особый эффект матовой или глянцевой поверхности. Особенно нужен лаковый слой имитациям рептильих кож и шлифованным каменным иллюзиям. Простой и недорогой расходный материал — малярная лента (малярный скотч) нужен для ограничения фрагментов декора рельефа, распределения зон и захваток штукатурных работ. Малярные ленты наклеиваются одним движение и держаться прочно, а при удалении не оставляют следов на отделке.
Средиземноморский стиль
Существует достаточно широкий ассортимент обоев, шпатлёвок и красок, позволяющих оформить комнату в средиземноморском стиле. Таков, например, комплект Molto Flair, состоящий из специальной шпатлёвки и восковой лазури. Шпатлёвку наносят на основу кельмой, создавая желаемую фактуру. Когда шпатлёвка высохнет, её покрывают лазурью. При лёгкой протирке губкой отдельных мест декорируемой поверхности образуется типичный для лазури эффект.
Шпатлёвка и краска, позволяет оформить комнату в средиземноморском стиле
Черты средиземноморского стиля создаются за счёт подчёркивания грубой фактуры красками соответствующих цветов, например, абрикосового, терракотового и др., разбавленных голубым и жёлтым. Фактуру можно создать с помощью тиснёных обоев или путём шпаклевания.
Декоративные профили (багет или потолочный плинтус) из различного материала позволяют придать интерьеру шарм разнообразных стилей. Отделать профили под старину можно следующим образом. Сначала нужно окрасить профили в базовый цвет стены. Когда краска высохнет, наносят на них кистью разбавленную гипсовую шпатлёвку. После схватывания шпатлёвки протирают рельефный рисунок влажной губкой, пока не проступит сквозь шпатлёвку базовый цвет.
Отделать стену в средиземноморском стиле можно самыми простыми средствами, нанеся почти сухой кистью белые полосы на окрашенную в базовый цвет поверхность. Смесь из цветных чешуек и базового геля Creative Decor Effekt наносят тонким слоем на окрашенную в базовый цвет стену. В результате создаётся узор в крапинку, который чудесным образом вписывается в интерьер, выдержанный в средиземноморском стиле.
Особенности оштукатуривания
Конкретные пропорции выбираются мастером. При этом принимаются во внимание размеры здания, показатели микроклимата в помещении, особенности пользования сооружением по временам года. Все эти факторы оказывают прямое влияние на условия эксплуатации здания и параметры микроклимата в нем. Эти характеристики, в свою очередь, влияют на конкретный состав штукатурки. В среднем необходимо на одну часть извести примерно четыре части песка, но это не конкретный рецепт, а только примерная рекомендация без учета наполнителей и прочих индивидуальных добавок.
Приготовление штукатурного раствора
Штукатурка наносится в несколько этапов.
Шаг 1. Намачивание стены. Воды надо много, кирпич должен ее впитать максимальное количество и на максимальную глубину. В некоторых случаях для этого требуется несколько дней, время определяется мастером на основании личного практического опыта и интуиции. Чем больше воды впитает стена, тем дольше штукатурка будет сырой, а это очень важное условие.
Широкой кистью обильно смачивают поверхность стены водой
Шаг 2. Два-три черновых слоя. Наносятся они по очереди, общая толщина в пределах 3 см. Почему надо делать несколько тонких черновых накидок? Связано это с физическими особенностями раствора для штукатурки. Если его сразу набрасывать толстым слоем, то покрытие будет иметь много воздушных карманов различного размера, никакими гладилками их не удалить. Воздушные пузырьки оказывают крайне негативное влияние на прочность и долговечность штукатурки. По этим параметрам она и так намного уступает составам на основании цемента.
Наносят черновой слой штукатурки
Шаг 3. Делают финишный выравнивающий слой толщиной не более 4 м. Здесь уже применяется раствор только из песка и извести, наполнителей нет. Этот слой выполняет функцию основания, он должен быть максимально ровным и однородным. Наличие в нем пеньки и кирпичной крошки не дает возможность краскам равномерно впитываться в сырую поверхность стены.
Наносят выравнивающий слой
Шаг 4. Несколько слоев побелки качественной известью. Такие работы выполняются живописцами непосредственно перед рисованием. Известковая побелка заменит холст для картины.
Завершающий этап подготовки — побелка известью
Важно. В помещении должны полностью отсутствовать сквозняки. На время создания рисунка плотно закрываются окна и двери.
Далее начинается творческий процесс рисования фрески.
История сграффито
История сграффито берет свое начало с времен расцвета древнеегипетской цивилизации. Возраст самых старых образцов керамики с процарапанными изображениями составляет более 4 000 лет. Древнюю технику декоративной отделки керамической посуды у египтян позже заимствовали греки, а затем и римские мастера.
Классическая технология процарапывания стен зданий по сырой штукатурке впервые появилась в эпоху Раннего Возрождения. В течение XV-XVI веков сграффито пользовалось большой популярностью в Риме, Флоренции, Пизе, других регионах и городах Италии.
Наиболее известными мастерами той эпохи были Полидоро Кальдара (Polidoro Caldara) и Матурино да Фиренце (Maturino da Firenze). К сожалению, практически все сграффито, украшавшие фасады домов и дворцов Рима, были безвозвратно утрачены. До наших дней сохранились лишь их изображения на старинных гравюрах.
Из Италии оригинальная техника декорирования стен постепенно распространилась в другие европейские страны. Наибольшую популярность сграффито приобрела на территории современных Германии, Австрии и Чехии. Многочисленные образцы работ умелых мастеров и сегодня украшают фасады зданий старинных городов Баварии, Тюрингии и Моравии.
На стыке XIX-XX веков интерес к сграффито значительно возрос с наступлением эпохи Модерна в искусстве. Многие художники начали экспериментировать в старинной технике. Среди лучших образцов творчества мастеров того времени можно выделить оригинальный фасад Дома Коши в Брюсселе и оформление интерьера Церкви Святой Девы Марии в Уэльсе англичанином Хейвудом Самнером (Heywood Sumner).
популярностью пользовалось сграффито и в Советском Союзе. С начала 1930-х годов и вплоть до развала государства эта техника широко использовалась в оформлении фасадов общественных и жилых зданий. Советские художники сотнями создавали пропагандистские изображения, прославляющие величие страны и достижения народа. Многие образцы этого монументального искусства до сих пор можно встретить во всех уголках бывшего Союза.
В наши дни сграффито даже с большой натяжкой нельзя назвать популярной техникой отделки стен зданий. Современные строители используют новые технологии и материалы, а в архитектуре господствуют совершенно другие идеалы оформления экстерьера и интерьера.
Сграффито. Сграффито на фасаде Дворца спорта в Калининграде
Сегодня сграффито в классическом исполнении применять почти невозможно, потому что основой для этой техники служит штукатурка. А ее используют на фасадах крайне мало, ведь современная архитектура – это чаще всего сплошное фасадное остекление. Да и архитекторы не ищут каких-то эксклюзивных декоративных решений, используя привычные: это покраска, лепнина, в лучшем случае фигурная кирпичная кладка.
Облик городов совершенно изменился, и в общественных зданиях сграффито совсем не встречается, перемещаясь в частное строительство и интерьеры.
Создать штукатурку несложно. Труднее нанести ее на стену. Рабочую поверхность нужно смочить водой. Наносить слой грунта можно, когда вода немного впитается. В качестве грунта чаще всего используется смесь из гашеной извести и песка. Далее, на сухой грунт с помощью мастерка наносится цветной раствор, который выравнивается и затирается деревянной теркой. Через 20 минут наносится следующий цветной слой, если он необходим.
Первый цветной слой для сграффито обычно составляет 7 мм в ширину. Последующие должны быть меньше — 3 мм. При увеличении количества цветных слоев ширину надо доводить до 1 мм.
Царапать изображение на штукатурке сложно, особенно, если она многослойная. Это требует сноровки и мастерства.
Художники часто обращаются к смешанной технике: сочетанию сграффито и мозаики, инкрустируя в сграффито цветные керамические элементы
Обычно сграффито применяют при украшении фасадов крупных зданий в виде фриза или панно
. ещё несколько красивых современных работ с технике сграффито.
Декоративная штукатурка отлично смотрится в интерьере и на фасадных стенах