Vint-stroy.ru

Винтовые сваи ООО "Рекострой"
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Реставрация памятников архитектуры

Реставрация памятников архитектуры

Когда мы произносим памятник архитектуры или объект культурного наследия, то, конечно, понимаем, насколько это значимое понятие для любого социума, любого государства, народа. Не случайно, эти объекты (ОКН) находятся под защитой государства. В РФ все памятники находятся на балансе федеральной или региональной властей в зависимости от категории памятника, его значимости, ценности. Давайте рассмотрим, что такое памятник культурного наследия.

Что такое памятник архитектуры

Что принято называть объектом культурного наследия (ОКН)? Это объект (здание, строение, комплекс зданий), имеющий историко-культурную ценность для края, региона или государства, отражающий этнические, общекультурные и технологические ценности народа (народов). А процесс восстановления объектов культурного наследия – это задача по сохранению материалов, воссозданию внешнего облика, технологий, отразившихся в том или ином ОКН. При этом задача реставрационных работ предусматривает максимально точное восстановление всех элементов памятника. Сложность заключается в 2-х плоскостях: экспертной и технологической. Первая связана с точным определением тех материалов и сырья, с помощью которой создавали памятник, вторая – это соблюдение точной технологии при производстве работ.

Особенности работы с памятниками архитектуры

Среди специалистов-строителей и в сфере сохранения памятников культурного наследия все виды работ, проводимые на этих объектах классифицируются по трем признакам. К ним относятся: реставрация, консервация и ремонт. Формально это просто слова, а на деле для памятников такое разделение имеет ощутимые последствия.

Не зависимо от того, какой вид работ на памятнике планируется проводить, есть общие требования для всех типов ремонтно-восстановительных работ. Прежде всего, весь процесс – от согласования проектной документации, до визуального технического контроля – это прерогатива государственных служб. Этот процесс длится непрерывно и завершается только с окончанием всех работ на объекте. Кроме того, предусматривается активное участие и присутствие на объекте специалистов-реставраторов, т.е. людей со специальным образованием и опытом подобных работ, выступающих экспертами этого дела.

Что представляет собой ремонт памятника? Это периодические работы по его поддержанию, которые реализуются стандартными строительными технологиями. Особенность данных работ заключается в том, что воздействие на памятник происходит в минимальной степени. К типичным работам этого вида можно отнести смену и покраску кровель, восстановление штукатурного слоя, обновление покраски стен и т.д.

Под консервацией подразумеваются особые работы, направленные сохранение свойств и внешнего облика памятника – ОКН. Со временем в силу различных причин ОКН оказывается в ситуации, когда начинают критически утрачиваться его множественные характеристики. В консервационных работах по ОКН так же отличают два типа консервации: 1) мероприятия по временной защите, 2) более сложные и глубокие мероприятия по укреплению и защите памятников, которые разрушаются под воздействием продолжительно действующих факторов внешней среды.

Читайте так же:
Ротбанд инструкция штукатурка потолков

Третий тип работ – реставрация. Этот тип работ считается самым сложным. Он подразумевает большие материальные затраты и комплексный подход. В комплексе эти работы включают и элементы и ремонта, и консервации. Главная цель этих работ – максимальное продление «жизни» ОКН. Кроме того, преследуется и другая цель, а именно: в результате комплексных мероприятий ОКН должен более полно раскрыть свои художественно-эстетические свойства. Это в свою очередь укрепит общественную и культурную ценность, создаст условия для перевода объекта в более высокий ранг.

Фасадные работы на ОКН

Работы этого раздела связаны со сбором информации об историческом лике объекта, его архитектурных тонкостях. Наибольшую ценность имеют исторические факты. Следующим этапом является установление степени износа здания, возможность его использования в прежних целях.

Далее, проводится в жизнь и готовится на бумаге план реставрационного проекта, в котором обязательно учтены: инженерные, художественные и архитектурные характеристики ОКН. Далее. Выбор материалов для восстановительных работ. Материалы должны быть идентичными тем, которые применялись при строительстве здания.

Подготовка к основным работам. Затем уже проводят восстановительные работы на объекте и готовый объект сдается заказчику.

Стоимость реставрационных работ

Вопрос ценообразования на объектах культурного наследия – достаточно весомый вопрос, т.к. работы всегда были и остаются дорогими. В связи с этим главным мотивом обсуждений стал вопрос перерасчёта стоимости реставрационных работ цен 1984 г. на текущие цены 2019 года. Коэффициенты сметы реставрационных работ утверждает Министерство культуры Российской Федерации. Эта информация публикуется в официальных письмах.

Одним из последних писем для перерасчета сметы было письмо №16-01-39/10-КЧ от 07.02.2012 года «О применении коэффициентов изменения стоимости ремонтно-реставрационных работ». В письме как раз и проводился перерасчет старых коэффициентов прошлого века.

В 2017 году новая база на реставрационные работы (ОЕРрр-2001) была внесена в федеральный реестр сметных нормативов.

Сегодня происходит реформирование системы ценообразования, и Министерством Строительства разработан новый классификатор строительных ресурсов (который уже используется в базе ГЭСН и ФЕР ред. 2017г.), а также готовится переход к ресурсному методу. Все это делает базу ОЕРрр-2001 несостоятельной.

Памятники культуры

Законодательством России объекты культурного наследия подразделяются следующим образом:

  1. Памятники культуры — одиночные сооружения, имеющие историческую ценность, мавзолеи, квартиры-мемориалы, монументы.
  2. Ансамбли — территории, четко локализующиеся по сложившимся границам, без выделения имеющихся внутри границ единичных достопримечательностей.
  3. Достопримечательные места- историко-этнографические поселки, места религиозных поклонений, некрополи.
Читайте так же:
С чего начать венецианская штукатурка

Все объекты культуры учтены единым реестром, они охраняются нашим государством.

Сейчас о результатах реставрации культурных объектов не пишет только очень ленивые или узкоспециализированные издания. На сайтах обсуждаются фото изуродованных греческих богов на фасадах зданий, обвалившаяся штукатурка или сравнение «до и после», где вариант «до» выглядит исторически достовернее и красивее, чем после восстановительных работ.

Государство предпринимает попытки очистить рынок от псевдореставраторов, устанавливая высокие требования для получения лицензии Министерства культуры, вводя обязательную аттестацию специалистов и контролируя исполнение госконтрактов. Но некачественные работы по восстановлению культурных объектов — по-прежнему довольно частое явление. Почему?

Памятники архитектуры и истории — это красиво, это достояние страны и народа. По факту же ответственность за их состояние лежит лишь на государстве и непосредственных владельцах. И те и другие признаются: нет денег на содержание и реставрацию. Отсюда и попытки сэкономить, которые приводят к обратному результату.

Невыгодные скидки

Небольшие фирмы с лицензией Минкультуры и узкоспециализированные мастерские могут месяцами ждать подходящего заказа. Когда же они подают заявку на участие в аукционе, заказчик старается получить как можно большую скидку от начальной цены контракта, а участники вынуждены демпинговать, чтобы получить заказ. Нередки случаи, когда окончательная цена оказывается ниже первоначальной более чем на 10%, а в сфере проектирования реставрации или ремонтных работ итоговая цена контракта может стать ниже более чем на четверть.

Вторая причина — опять же финансовая. Нетрудно догадаться, что цена обычных строительных работ и капитального ремонта будет существенно ниже, чем полноценная реставрация. Правильно сформулировав условия госзаказа по восстановлению памятника архитектуры, можно отдать его строительной фирме с лицензией на реставрацию. Конечно, такая компания не имеет квалифицированных специалистов-реставраторов, никто не будет строго следить за соблюдением достоверности и сходства с первоначальным объектом, да и материалы будут использоваться самые простые и дешевые. В результате мы получаем памятники, очень далекие от первоначального варианта, да и от проекта тоже.

Однако это не самый плохой сценарий. Бывает так, что строительная компания, выигравшая тендер, вместо реставрации занимается своим привычным делом — строительством. Вместо памятника подрядчик фактически отстраивает памятник заново, при этом не особо заботясь о сохранении архитектурных особенностей и элементов отделки в их первозданном виде. Получается ситуация, когда наличие лицензии и аттестованных в Министерстве культуры специалистов уже не гарантирует качество реставрационных работ. Остается только гадать, как при таких нарушениях условий госконтрактов подписываются акты приемки работ и какие эксперты оценивают предъявленный результат.

Читайте так же:
Ручная высококачественная штукатурка стен

Частники спасают памятники

Власти уже признали, что на надлежащее содержание и реставрацию памятников архитектуры у государства денег не хватает. Приоритеты другие. Возможно, что решить проблему можно с помощью привлечения частных инвестиций. И сделать это предлагают двумя способами.

Многие памятники архитектуры — старинные усадьбы, исторические здания в городах и т.д. — ранее принадлежали государственным и муниципальным предприятиям, будучи переданными им на праве хозяйственного ведения. Данные предприятия их использовали, попутно занимаясь вопросами сохранения и реставрации, естественно, под контролем государства и муниципалитета. Со временем такие предприятия охотно и быстро приватизировали, однако не учли, что с ними во владение и под ответственность нового собственника перешли и памятники культуры, причем в состоянии, вполне пригодном для эксплуатации. Власти надеются, что именно частники будут заинтересованы во вложениях инвестиций в реставрацию «своих памятников», ведь их можно использовать не только как музеи, но и под рестораны, кафе, офисы и прочие коммерческие проекты.

Еще один вариант — придать «современный экономический смысл» памятникам истории и архитектуры, превратив вложения в их реставрацию в выгодный коммерческий проект. Уже звучали такие варианты, как предоставление инвестору отреставрированного объекта в долгосрочную аренду с символической арендной платой, возможность выкупа памятника в собственность инвестора на льготных (и весьма приятных) условиях, упрощенные процедуры перевода назначения зданий и помещений в статус коммерческой недвижимости при условии вложений в её реставрацию, создание на базе восстановленных усадеб таких объектов, как дом-музей, отель, санаторий, гостевой дом с реконструкцией быта конкретной исторической эпохи и т.д. Такие проекты, по мнению депутатов, будут иметь спрос и приносить прибыль новым владельцам, постепенно окупая затраты на реставрацию объектов культурного наследия.

Таким образом, привлекая частных инвесторов и давая им возможность использовать объекты в коммерческих целях, можно сохранить и восстановить памятники архитектуры и истории и способствовать развитию прилегающих территорий.

Нужна помощь в оформлении лицензии на реставрацию или готовая фирма с лицензией Минкультуры? Звоните!

Мнение эксперта

Время умной реставрации

До вступления в силу Федерального закона № ­73-ФЗ научно-проектная документация разрабатывалась по внутренним регламентам каждой организации. С выходом же этого документа все разделы по реставрации обрели чёткую структуру, считает почётный реставратор Москвы Владимир Покачалов:

– За последние 11 лет стал невозможен масштабный снос объектов культурного наследия – такой, как, например, снос в конце 1990-х комплекса памятников, в которых располагалась Некрасовская библиотека. Всё, что от неё осталось сегодня, – одно строение – «Главный дом, XVIII–XIX вв.».

Читайте так же:
Рецептура гипсовой штукатурки для машинного нанесения

Ещё одна точка притяжения – огромное культурное пространство в здании бывшей ГЭС.

20 лет назад ещё существовала практика реконструкции объектов культурного наследия, что часто приводило к искажению исторического облика. К примеру, в процессе работ могли сделать пристройки, добавить этажи. Теперь объекты культурного наследия только приспосабливаются к современному использованию, ничего не добавляя. Научно-проектная документация разрабатывается вместе с проектом реставрации, по которому проводится Государственная историко-культурная экспертиза. И только при положительном заключении начинается восстановление первоначального облика памятника, а современное инженерное оборудование не нарушает его особенностей, составляющих предмет охраны, и позволяет сохранять на долгие годы сам объект.

В процессе реставрации бывают интересные находки. К примеру, когда выполнялись работы в Институте стран Азии и Африки на Моховой, в одном из помещений пришлось разобрать аварийную кирпичную печь, и за ней обнаружили арочный проём с росписью и колоннами, декорированными мрамором. Таких находок бывает много, и главная задача реставраторов – их раскрыть и сохранить памятник для будущих поколений.

«Реставраторов — считаные бригады»

— Хранитель Успенского собора Алексей Барков в разговоре с «Известиями» заметил, что в России есть только одна бригада реставраторов-монументалистов, которую можно допустить к работе с уникальными памятниками архитектуры. Вы согласны?

— В целом да. Нельзя сказать, что реставраторов совсем нет, но их считаные бригады. На всю страну — три-четыре. Для такого ценного объекта, как Московский Кремль, мы приглашаем бригаду имени Владимира Дмитриевича Сарабьянова из Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ). Конечно, есть и другие реставраторы-монументалисты, в частности во Владимире, в Ярославле. Но у МНРХУ большая история, опыт. С начала 1970-х там занимались реставрацией как наукой и воспитали поколения специалистов.

123

— Если их так мало, неужели у профессионалов нет желания укрепить свои позиции в этой нише, обучить себе смену?

— Это кропотливое занятие. У нас есть Строгановка, где выпускают реставраторов-монументалистов. Есть и средние специальные учебные заведения, готовящие нужные кадры. Но количество таких образовательных учреждений уменьшается, и качество обучения тоже падает.

— Так, глядишь, специалистов и вовсе не останется. И некому будет передавать другим знания.

— Сейчас всё же есть специалисты. Но еще одна проблема заключается в том, что к ним могут просто не обращаться. В наше время поведением людей в большой степени руководят финансовые соображения, и когда нужно быстро отреставрировать древнюю живопись, заказчики часто выбирают компанию, которая предлагает эти услуги дешевле.

— И тут им в помощь пресловутый № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»?

Читайте так же:
Смотреть штукатурка машинным способом

— Да. А надо заметить, что работа по реставрации и воссозданию объектов культурного наследия не может быть дешевой. Если вы будете сравнивать стоимость реставрации фрески и архитектуры, то поймете, что первое несопоставимо дороже. Это действительно ювелирная работа.

— Организация, реставрирующая кремлевские соборы, участвует в тендере?

— Обязательно. И, конечно, она проходит отбор на конкурсной основе. Мы не можем нарушать закон. В конкурсной документации мы прописываем такие условия, чтобы организация, желающая сделать эту работу, отвечала большому количеству требований.

Успенский собор Московского Кремля

Успенский собор Московского Кремля

— Например?

— В компании обязательно должны состоять реставраторы-монументалисты высшей и первой категорий. Мастера, которые получили этот статус, прошли долгий профессиональный путь. Это образованные, высококультурные люди. В бригаде, работающей в Успенском соборе Кремля, таких специалистов много. Среди них есть даже династии — над реставрацией древних памятников, и в том числе Успенского собора, могут трудиться несколько поколений мастеров.

Методы реставрации памятников архитектуры

отреставрированное здание фото

Начало реставрации любого здания сопряжено с проведением исследовательских работ. Необходимо выяснить, какие факторы влияют на сооружение и какие проблемы потребуется решить в ходе процедур.

Причинами разрушения здания становятся различные факторы, и устраняют их следующими способами:

  • Отсутствие или нарушение гидроизоляции. Это приводит к растрескиванию фундамента, появлению плесени и гниению материалов. В этом случае выполняется гидроизоляция цокольных участков и обработка стен специальными составами.
  • Засоление кладки. Происходит в результате увеличения концентрации солей в материале, что ведет к повышению влажности стен и росту напряжения распора. Недостаток устраняется при помощи специальных методик обессоливания.
  • Гниль, плесень и ржавчина. Эта проблема чаще всего является следствием предыдущих, но именно она наносит зданию серьезный урон. Для удаления ржавчины и плесени используют механические и химические методы очистки. Механические способы включают струйные технологии (песко-, термо-, пескоструйную), очистку паром и горячей водой. Химические методики подразумевают использование кислот, щелочей и спиртов.

Как воспользоваться нашими услугами

  1. Свяжитесь с представителями компании.
  2. На основании вашей заявки мы сформируем соответствующее коммерческое предложение.
  3. Ознакомившись с ним, вы принимаете окончательное решение.
  4. Наши специалисты составляют смету работ.
  5. После заключения договора мы создаем проектную документацию.
  6. Наши мастера аккуратно и в срок выполняют работы с предоставлением гарантийного обслуживания.

Обратиться к менеджерам предприятия вы можете по телефону, а также через форму обратной связи.

«Механика Желаний» – только высокое отношение к памятникам архитектуры.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector