Эйт зоя цементный невьянского
История
- Невьянск основан по указу Петра I в 1701 году в связи со строительством чугуноплавильного и железоплавильного заводов.
- Первая плавка была произведена 15 декабря 1701 года, и эту дату принято считать днем рождения Невьянска — первого в мире города-завода. 4 марта1702 года Государственный завод указом Петра I был передан в собственное владение Никите Демидовичу Антуфьеву (Демидову), основателю династии Демидовых.
- В 1745 г. имущество Акинфия Никитича разделено на три части между сыновьями Прокопием, Григорием и Никитой. Невьянская часть досталась Прокопию Акинфиевичу Демидову.
- В 1768 г. Невьянский завод покупает Савва Яковлев (Собакин). [2]
- В 1878 г. открыто движение по Уральской Горнозаводской железной дороге.
Большая часть населения Урала — старообрядцы, среди которых были талантливые художники
Невьянская икона старообрядческая и поэтому вызывает ассоциации с часовенными. Большая часть населения Урала — старообрядцы, которые бежали в эти места по причине преследования царских и церковных властей. Именно среди этих людей было много талантливых художников и иконописцев.
В описных книгах 1702 года, иконы отмечены, как казенное имущество после передачи Невьянского завода Никите Демидову.
Никите Демидову принадлежал Невьянский завод, вместе с Невьянскими иконами мастеров-иконописцев
Запись в книге гласила:
«На государевом дворе», в доменном и молотовом цехах, «и в иных местах» находились девять образов на досках без оклада. Это были три Спаса: «Вседержитель», «На престоле» и «Нерукотворный»; «Воскресение Христово с Двунадесятыми праздниками», Богородица, Благовещение, Иоанн Предтеча, Никола Чудотворец, Богоматерь «Неопалимая Купина с двунадесятыми праздниками».
Все иконы перешли к Демидову вместе с заводом. Можно предположить, что иконы эти были местного происхождения.
Невьянский завод конца 18 века. Все это принадлежало Никите Демидову
В переписной книге было указано имя промышленного человека Григория Яковлева Иконника, 50 лет. Возможно, именно этот человек занимался иконописанием, что подтверждают данные ландратской переписи Невьянских заводов.
На то время, это был единственный момент, говорящий о самом раннем свидетельстве, о существовании и работе иконописцев. При этом свидетельства не только о Невьянске, но и на уральских заводах вообще.
Также в переписной книге идет свидетельство о Григории и Семене Яковлевых, которые возможно были братьями. Видимо, они были иконописцами, потому что сыновья Семена в ландратской переписи завода названы как дети Иконникова.
Но скорее всего иконописного мастерства им отец передать не успел, потому что умер довольно рано.
К 1717 году Невьянский завод насчитывал 300 дворов. И после чего превратился в один из крупнейших населенных пунктов Урала. С 1731 года на Невьянском заводе занимался иконным мастерством Иван Козьмин Холуев. По своим собственным словам, иконописью он обучался где-то в нижегородских краях.
Также в документах сообщается и о других иконописцах того времени. Сведения о первых мастерах иконописцах горнозаводского Урала заставляет обратить свой взор на мастеров, которые считались основоположниками иконописания на заводах.
В изучении этого вопроса начал заниматься один француз в 1920 годы. Свои результаты он представил на заседании Уральского общества любителей естествознания.
Француз побывал во многих часовнях и частных домах города Екатеринбурга, на Нижне-Тагильском и Невьянских заводах. Особую ценность он придает тому факту, что смог разыскать иконописца в третьем поколении Г. С. Романова, который помогал ему в этом деле.
Французу назвали четырех мастеров указанного периода времени. Среди них были отец Григорий Коскин, Григорий Перетрутов, отец Паисий и Тимофей Заверткин.
Бордель по соседству
Острова на Черноисточинском пруду были такими не всегда. Сейчас их около 20, время от времени появляются плавающие — кусок земли отрывается и дрейфует, иногда прирастает к берегу или другому острову. Во времена Акинфия Демидова на самом крупном острове Большой как раз располагался завод. Для того чтобы добираться на него и, скорее всего, возить грузы, Акинфий Демидов и поручил построить специальное судно. Сейчас дойти до острова можно только на веслах. Отвезти нас вызвались сотрудники туркластера "Гора Белая".
— Местные краеведы часто приводят в качестве подтверждения существования завода другой фундамент, — рассказывает Байдин, устроившийся на носу лодки. — Он в другом месте острова, и, судя по сохранившимся записям, это могут быть стенки погреба развлекательного дома сына Акинфия Демидова Никиты.
По словам историка, существуют легенды о похороненных на острове женщинах, а по имеющимся описаниям, дом, скорее, был похож на бордель: небольшие комнатки с длинным коридором, рядом в укромной протоке двухэтажная пристань с галереей на втором этаже. В 1766 году это здание перевезли в Нижний Тагил и устроили в нем дом для сирот.
Есть легенды про затапливаемый цех в Невьянской башне и сеть подземных ходов. Якобы тайный цех был устроен так, что в случае проверки затапливался водой вместе с работниками, которые исчезали бесследно. По словам Байдина, никаких подземелий в Невьянске не было. Документов или каких-то упоминаний в официальных источниках об этом нет, а обнаруженные в ходе строительных работ помещения — просто засыпанные подвалы демидовского времени.
— Так все-таки, чеканили монеты или нет? — возвращаемся к главному вопросу.
— Какие монеты? Монет здесь нет и никогда не было. В 2009–2010 году находили, но не серебряную, а обычную медную. Да и нумизматы никаких "демидовских" или подозреваемых в этом монет не знают, — отмахивается ученый.
Храмы из чугуна и дерева, мельница-заброшка и старообрядцы. Тур выходного дня по окрестностям Невьянска
Мы с друзьями отправились в однодневное путешествие на север от Екатеринбурга — в сторону Невьянска и прилегающих к нему деревень. Есть несколько причин посетить эти края.
Во-первых, очень близко — время в пути на машине займет около двух часов в одну сторону. Если выехать часов в 10 утра, то в Екатеринбург вы сможете вернуться часам к семи вечера — это с учетом остановок и прогулок.
Во-вторых, здесь можно обнаружить контрастные явления: в одно село едешь на заброшенную старинную мельницу посмотреть, в другую деревню — на буквально только что построенный храм.
В-третьих, путешествовать всегда классно хотя бы потому, что во время трипа вы с большой вероятностью наткнетесь на какие-то удивительные места, которые даже не были в начальном плане. Но обо всем по порядку.
Начнем с классики: Невьянск
В Невьянск многие ездили еще во время учебы в школе. У меня тогда с ним не срослось, и впервые сюда я попала два года назад, на электричке. Путь по железной дороге займет два часа, но это время как-то невероятно долго тянется. Поэтому если есть возможность поехать на авто, лучше воспользоваться этим вариантом.
Если вы были в Невьянске однажды, то, скорее всего, заметите, что, несмотря на прошествие лет, город практически не изменился, — он как будто застрял где-то в начале 2000-х. Город маленький, и население его постоянно сокращается.
В городе ровно одна достопримечательность, которая действительно стоит внимания, — это Невьянская наклонная башня.
Башня, построенная между 1725 и 1732 годами, является не только символом Невьянска, но и самым известным архитектурным сооружением на всем Урале. Высота башни около 57,5 м, отклонение от вертикали — около 1,85 м в верхней точке.
Историю башни лучше всего рассказывают местные экскурсоводы. Экскурсии на Невьянскую башню организуют каждые полчаса. Билет для взрослых стоит 400 рублей, а для школьников, студентов и пенсионеров — 250 рублей.
Пока ждете экскурсию, можно сходить на прииск и монетный двор по соседству — выковать монетку на память.
Пока у нас было время до экскурсии, мы старались найти что-то более необычное и интересное. Так в руки нам попали остатки какого-то деревянного заборчика.
Но, пожалуй, лучшее, чем можно заняться, — это просто залипнуть минут на 20, глядя на саму башню.
На экскурсии по башне туристам рассказывают длинную историю, начиная с ее создания до наших дней. Например, вы попадете внутрь строения — без гида в него не пускают — и увидите легендарные часы, которые стоят дороже всей башни.
Вообще, хочется отметить, что башня в очень хорошем состоянии — видно, что за ней следят и стараются сохранить ее.
7 августа здесь пройдет фестиваль «День башни». На площадке организуют ярмарку и концертную программу, будут проводить театрализованные экскурсии, а вечером пройдет салют — посмотреть его можно будет прямо с балкона башни.
Такой вид открывается с Невьянской башни
Главное — перед тем, как покинуть Невьянск, не забудьте сделать оригинальную фотографию с башней. А то никто не поверит, что вы там были.
Главное — найти неожиданный ракурс
Да-да, самый неожиданный ракурс…
В Быньги за хлебом и чугунным храмом
В Невьянске больше задерживаться особо не за чем, поэтому едем дальше. Следующий пункт нашего путешествия находится всего в девяти километрах — это село Быньги. На первый взгляд — село как село: вокруг деревянные одноэтажные дома, коровы, курицы и прочая живность вдоль дороги.
Но есть здесь свои достопримечательности. Первая — храм Николая Чудотворца, который по легенде заложил владелец невьянских заводов Петр Яковлев в конце 18 века.
По преданию, Яковлев приказал своему управляющему отлить в Быньгах чугунную церковь. Храм, конечно, в итоге возвели не целиком из чугуна и без чугунного иконостаса.
Однако из чугуна выполнена плитка на полу и внутренняя часть колокольни.
В целом храм довольно богато украшен.
Больше всего умиляет здесь личная коллекция чугунных утюгов, которые собирает местный батюшка.
В селе есть еще один храм — старообрядческий. Быньги — старинное старообрядческое поселение (первое упоминание — в 1704 году). Здесь сложилась довольно закрытая община, которая не допускает не старообрядцев в свои храмы. Когда службы не проводятся, храм закрыт на все замки. Поэтому остается только осматривать здание через забор.
Чтобы не так расстраиваться из-за провалившегося плана попасть в старообрядческий храм, заезжаем в одно с виду не примечательное место с выцветшей вывеской «Продукты» (ул. Мартьянова, 22, рядом с «Магнитом»).
Здесь за 25 рублей вы можете купить лучший хлеб вашей жизни. С виду обыкновенная буханка, но на вкус — просто нечто.
Найти старинную мельницу в чистом поле
Когда покажется, что в Быньгах увидено все, переезжаем в Нижние Таволги — это еще девять километров пути. Из интересного здесь есть гончарная мастерская и старинная заброшенная мельница — именно она и привлекла нас.
Точной геолокации нет, но можем дать ориентир — это дом по адресу ул. Бажова, 25. От него проезжаете совсем немного до конца деревни и попадаете в чистое поле, где только стога сена стоят и маленькая деревянная постройка — это и есть мельница.
У нее не хватает одной лопасти, а сам механизм сломан. Но зато здесь везде можно походить, залезть, посмотреть — только очень аккуратно!
Рядом с мельницей даже сохранились остатки дома мельника — сейчас они все заросли иван-чаем.
В этом месте так и тянет заземлиться — другими словами, упасть в скошенную траву и, прищурившись, смотреть на проплывающие облака.
Конец пути — тупиковая деревня Сербишино
Напоследок у нас осталось особое место — это деревня Сербишино (до которой от Нижних Таволог шесть километров) и храм Преображения Господня.
Храм появился в деревне совсем недавно — официально его открытие состоится только в сентябре. Здесь же основан Свято-Введенский Симеоновский мужской скит в честь отца Симеона, который жил и умер здесь неподалеку.
Основателем скита стал отец Евфимий — очень добрый, светлый человек. В скиту всего семь монахов, и при этом за девять лет они смогли выстроить здесь храм и несколько домов.
Деревянный храм оформлен скромно, но уютно.
Одна из главных ценностей храма — кресты, которые были у отца Симеона.
А вместо колоколов на крыльце висят било.
Отец Евфимий с большой любовью рассказывает о храме, о Симеоне, о местных жителях, которые помогают скиту, и даже о диких животных, они сюда часто наведываются. Например, енотовидные собаки, лоси и даже медведи с волками.
Также отец Евфимий рассказал, что рядом с деревней есть небольшой водопад. В заключение нашего путешествия мы решили отправиться к нему. Водопад действительно оказался совсем небольшой, но он находится в живописном месте в лесу.
Само Сербишино — это тупиковая деревня, и больше особых достопримечательностей здесь нет.
Зато почти в самом конце деревни стоит деревянный, немного покосившийся колодец с чистейшей водой
Дальше села асфальтированной дороги нет; ближайшая следующая точка — это деревня Реши в 10 км по грунтовой дороге. Отец Евфимий рассказал, что в скором времени от Сербишино сделают хорошую дорогу до Реши и это сильно упростит жизнь местным, сократив путь до Нижнего Тагила.
Но пока это тихая деревня, до которой добираются довольно немногие. Сюда наверняка стоит приехать на несколько дней, чтобы больше проникнуться этим бытом. По словам отца Евфимия, это не так сложно сделать — переночевать можно у местных, которые часто пускают к себе туристов и паломников.
Но если нет возможности уехать на несколько дней, то вырваться сюда на несколько часов уже будет достаточно, чтобы замедлиться и словить дзен.
Слишком красивая
— Музей начал работу в 1956 году, — рассказывает Татьяна Григорьевна Тенькова. — На открытие приезжала мама Зои и Саши Космодемьянских — Любовь Тимофеевна. Мы дружили с ней до самой ее смерти в 1978 году. Она казалась очень строгой, погруженной в себя. В 1942-м, когда стараниями журналиста Петра Лидова тело погибшей Зои эксгумировали для опознания, Любовь Тимофеевна в 44 года оглохла и поседела. Она похоронена на Новодевичьем кладбище рядом с детьми: останки Зои перенесли в Москву. А здесь, в Петрищево, установлена памятная плита.
Самая драматическая часть экспозиции — рассказ и фотографии о гибели Космодемьянской. 28 ноября 1941 года вместе с членами истребительно-диверсионной группы она пробралась в деревню, чтобы поджечь дома, в которых квартировали немцы. Это сейчас легко рассуждать, смела ли 18-летняя девчонка уничтожать строения, в которых оставались и деревенские жители с кучей детей. У нее был приказ. А приказы, как известно, не обсуждают. Да и потом всего от четырех до семи дней давали на подготовку вчерашних школьников, зачисленных в диверсанты, — понятно, что опыт у ребят был нулевой. Добровольцев обучали пользоваться личным оружием (юношей — винтовкой, девушек — наганом), бросать бутылки с зажигательной смесью, минировать дороги, мосты, ориентироваться на местности.
На станции метро «Партизанская». Фото с сайта северная-линия.рф
— Зою не хотели брать в диверсионную школу — у нее была слишком запоминающаяся внешность, — рассказывает Татьяна Григорьевна. — Рост 178 сантиметров, статная, смуглая, симпатичная. В первый раз ее отправили домой. Но она пришла снова, и ее зачислили.
Издевательства над Космодемьянской и ее казнь гитлеровцами сняты в деталях со всех ракурсов — немцы любили фотографировать свои злодеяния и не смущаясь носили «кровавые» карточки рядом с семейными фото. Пачку страшных снимков из Петрищево обнаружили в полевой сумке убитого под Смоленском фашиста — одного из палачей Зои.
История гнезда Демидовых
Хотя железную руду добывали в окрестностях Невьянской слободы и раньше, датой основания Невьянска считается 1701 год: 15 декабря на построенном по указу Петра I казенном заводе выплавили первый чугун. В следующем году завод царским указом был передан тульскому оружейнику Никите Демидовичу Антуфьеву, от которого и пошла уральская династия Демидовых. Сегодня мы говорим «Урал» – и сразу вспоминаем заводы, железо и Демидова.
(На фото автора — портрет Никиты Демидова из собрания музея. Неизвестный художник, первая треть XVIII века. Обратите внимание на мистический эффект этого портрета: откуда бы вы ни смотрели на него, кажется, что Никита Демидов смотрит прямо на вас.)
Коллекционер
А "злодей" первым из Демидовых побывал за границей — во Фрейбурге (металлургическом центре Саксонии), изучал технологию плавки магнитного железняка. Привезенные из-за границы образцы минералов положили начало огромной (до 6000 единиц!) демидовской коллекции, которая после смерти Акинфия Никитича была передана в дар Московскому университету. И сгорела в огне московского пожара 1812 года. Один из сохранившихся фрагментов — "рудная пирамида" (выполненная в виде выкованной из меди горки, изображающей рудник, с фигурками рудокопов), ныне представлена в экспозиции Нижнетагильского музея-заповедника. Известно, что Акинфий Демидов был и владельцем большой коллекции картин, книг.
. По крутым узким лестницам поднимаемся на восьмой этаж Невьянской башни. Отсюда открывается прекрасный вид на зеркало пруда, в котором отражаются старинные корпуса заводских строений и ослепительно белые купола восстановленного Спасо-Преображенского собора. Далеко внизу разбросаны деревянные домики и пятиэтажки Невьянска. И до горизонта — бескрайние просторы, прорезанные гребнем Уральских гор.
1. Кафенгауз Б.Б. История хозяйства Демидовых в XVIII-XIX вв., т. 1. М.-Л., 1949.
2. Саньков О.Л. Город и башня // Звезда, 1980. N 9.
3. Шакинко И.М. Невьянская башня. Свердловск, 1989.
4. Подольский Р.П. Падающая башня Невьянского завода // Академия архитектуры 1936. N 7.